Люди

весь список

       О Конгрессе              Мы помогаем              Пресс-центр              Ваше участие       Мемориальная синагога РЕКИнформационная сеть
Президент РЕК
Спецпроекты
Конгресс в лицах
Конгресс в СМИ
Проекты
Социальная сфера

Социальная сфера

все проекты

Интерактив
Рек в социальных сетях
РЕК рекомендует
Контакты

Центральный офис РЕК

Тел. +7 (495) 777-65-75
Факс +7 (495) 777-65-74
E-mail: info@rjc.ru

Россия, 129110, Москва
Большая Переяславская,
46, стр. 2.

Суд - свой в доску

13.11.2012

«Российский Бабий Яр», самое большое в нашей стране место массовой казни времен войны, - Змиевская балка под Ростовом, где были расстреляны 27 тысяч евреев, не является памятником Холокоста. Именно так следует понимать решение ростовского суда по делу о демонтаже мемориальной доски с упоминанием евреев.

На сайте rjc.ru уже сообщалось («Выхолощенная память») о том, что иск ростовского адвоката Владимира Лившица к городскому управлению культуры и министерству культуры Ростовской области по этому поводу отклонен судом. Но только сейчас РЕК получил из Кировского районного суда Ростова-на-Дону копию судебного решения, вынесенного 15 октября, и публикуем его здесь

Теперь, располагая официальными документами, можно понять, какими соображениями руководствовалась судья О.А. Миценко, вынося свой вердикт, или хотя бы – какими аргументами пользовалась. 

Напомним, в чем суть. 

В начале августа 1942 года около трехсот советских военнопленных заставили копать ров у поселка 2-я Змиевка. Всех их после завершения работ там же и расстреляли. А 11 августа всех евреев Ростова собрали и стали свозить группами по несколько сот человек в балку. Детей отделяли от родителей и в боксах гаража близлежащего дома отдыха НКВД смазывали им губы ядом – чтоб не тратить патроны. Взрослых раздевали донага, выстраивали у края ямы, и полицая расстреливали их из пулеметов. Здесь уничтожили более 20 тысяч евреев – ведь ров предназначался для них. 

Именно так осуществлялся Холокост на оккупированной территории Советского Союза – здесь не было газовых камер и лагерей смерти. А расстрельных рвов – в избытке. Но в России это место самой большой смертельной жатвы – как на Украине Бабий Яр. 

Так же, как долгое время в Бабьем Яру, в Змиевской балке не было памятника, и слово «евреи» в отношении убитых там не употреблялось. Стремясь вычеркнуть из сознания советских людей свидетельства особой судьбы евреев во время войны, саму память о Холокосте – и Владимир Лившиц подчеркивает это в своем иске – сталинские идеологи приняли решение использовать в отношении евреев, загубленных в расстрельных рвах, эвфемизм «мирные советские граждане». 

В своем блоге на сайте «Эха Москвы» журналист Александр Минкин в статье, кстати, тоже посвященной прецедентному решению ростовского суда , раскрывает обстоятельства и приводит документ, с которого, судя по всему, родилась эта универсальная формула. Вот как это описано у Минкина: 

«В 1944 году Молотов был заместителем Сталина (заместителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР). Ему поступил очередной документ. В сопроводиловке говорилось: 
«Товарищу Молотову В.М. 
Направляю Вам проект сообщения Чрезвычайной Государственной Комиссии о разрушениях и зверствах немецко-фашистских захватчиков в городе Киеве. Проект согласован с т. Александровым Г.Ф.
Прошу Вас дать согласие на опубликование его в печати.
Н.Шверник
8 февраля 1944». 
Приложен был и текст проекта: 
«Гитлеровские бандиты произвели массовое зверское истребление еврейского населения. Они вывесили объявление, в котором всем евреям предлагалось явиться 29 сентября 1941 года на угол Мельниковой и Доктеревской улиц, взяв с собою документы, деньги и ценные вещи. Собравшихся евреев палачи погнали к Бабьему Яру, отобрали у них все ценности, а затем расстреляли». 
Молотов отнёсся к делу серьёзно. И прежде чем дать согласие на публикацию, отредактировал текст. У него получилось так: 
«Гитлеровские бандиты согнали 29 сентября 1941 года на угол Мельниковой и Доктеревской улиц тысячи мирных советских граждан. Собравшихся палачи повели к Бабьему Яру, отобрали у них все ценности, а затем расстреляли». 

Употребление эвфемизма «мирные советские граждане» вместо ставшего к тому времени крамольным слова «евреи» стало обязательным правилом. Оно строго соблюдалось вплоть до перестройки. 

Когда к 30-летию Победы, в 1975 году, памятник на месте расстрела все же появился, его именовали «мемориалом жертвам нацизма» - вообще. 

Если продолжать сравнение – похожая история произошла и с Бабьим Яром. Когда после знаменитого стихотворения Евгения Евтушенко, начинающегося словами «Над Бабьим Яром памятников нет…», симфонии Шостаковича, романа Анатолия Кузнецова в 1976 году там все же воздвигли монумент, никакого упоминания о евреях на нем не было, официально он назывался «памятником советским гражданам и военнопленным», а скульптурной группе, вылепили лица подчеркнуто нееврейские. Только в 1991 году, в годовщину начала расстрелов, в Бабьем Яру появился первый памятник евреям – менора. 

В 2004 году, по постановлению мэра Ростова, на фасаде мемориала в Змиевской балке была установлена мемориальная доска с надписью: 

«11-12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста».
Но в ноябре 2011-го эту доску демонтировали, перенесли внутрь музея, а на ее месте установили другую: 

«Здесь в Змиевской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами были уничтожены более 27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых – представители многих национальностей. Змиевская балка – крупнейшее на территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими захватчиками советских граждан в период Великой отечественной войны – является историческим памятником регионального значения. Мемориальный комплекс «памяти жертв фашизма» в Змиевской балке сооружен в 1975 году по проекту, разработанному творческим коллективом в составе: скульпторы Н. В. Аведиков, Е. Ф. Лапко, архитекторы Н. Н. Нерсесьянц, Р. И. Мурадьян. Реставрирован в 2009 году». 

Вполне политкорректный текст, но куда делись евреи? И куда исчез Холокост? 

Настораживает здесь не только это. Но и то, что ростовские блюстители культуры и политкорректности применили для стирания евреев с мемориальной доски ту самую молотовскую формулу, рожденную в период насаждения государственного антисемитизма в Советском Союзе и для нужд государственного антисемитизма. 

Если в 1944 году именно для этих нужд была задействована формула, заменяющая «евреев» на «мирных советских граждан», то не является ли факт насильственного ее возвращения попыткой возрождения дискриминационной политики – пока на местном уровне?
Общепризнанный факт, что в современной России государственного антисемитизма нет. Но вполне может быть местная инициатива. Пусть так – по-скромному, на пространстве одной доски, при замене ее на другую. 

Однако, как нельзя дважды войти в одну и ту же воду, невозможно и беспрепятственно вернуться из этих времен в те. Потому что за тот промежуток между временами, произошли некие изменения, которые местным властям неподвластны. В частности, не только отрицание Холокоста, но и умышленное сокрытие фактов Холокоста, согласно международным номам, узаконенным, кстати, ООН, недопустимо. Демонтаж мемориальной доски с упоминанием Холокоста вполне попадает под это определение. 

Понятно, что корректировка надписи на мемориальной доске не могло не встревожить ни ростовских евреев, ни родственников погибших в Змиевской балке, ни местную еврейскую общину, ни другие религиозные организации, в частности РЕК. 

Российский еврейский конгресс обратился в министерство культуры Ростовской области. Но не нашел понимания и там – областное культурное начальство поддержало городское. Тогда активист РЕК в Ростове, адвокат Владимир Лившиц подал иск в суд. 

Апеллировал, в основном, по двум направлениям: первое – нарушение управлением культуры, санкционированное министерством культуры, постановления мэра об установке мемориальной доски с первоначальным текстом, второе – сокрытие исторической правды о Холокосте. 

Суд отклонил обе эти претензии. 

Как следует из полученного нами теперь вердикта судьи Миценко, мемориал в Змиевской балке – региональный объект культуры, и местные органы культуры вправе производить в нем изменения – ремонт, благоустройство, приведение в надлежащий вид подведомственного объекта. Доска в него входит. 

А по поводу обвинения ответчиков в отрицании Холокоста и сокрытия фактов о нем, то судья признал их несостоятельными по следующей причине. Ведь мемориальная доска с упоминанием евреев не демонтирована (то есть не выброшена на свалку?), а перенесена – в другое место. И место это находится на территории мемориала. 

То есть содержательная сторона мемориала не изменилась. Никто ничего не скрывает. Ну, была на фасаде, теперь - в помещении музея. Но есть! 

Хозяин дома вправе переставлять в своем доме мебель, перевешивать занавески? А здесь он перевесил доски: старую – на внутреннюю стену, новую – на наружную. Как съемную панель. Никакой разницы. 

Тут, правда, возникает несколько вопросов. 

Если вывеску, допустим, магазина перевесили с улицы в подсобку, это как считается – магазин с вывеской или без? 

А речь-то не о магазине. Прежняя мемориальная доска была вывешена на фасаде мемориала, чтобы всем напоминать о расстрелянных здесь евреях и Холокосте. Если ее перевесили подальше от глаз – что это, как не умышленное сокрытие фактов о том и о другом? 

Когда в 1942-м евреев Ростова выводили из их домов на место сбора, чтобы везти оттуда на расстрел, мало кто из ростовчан их скрывал. А теперь – уже расстрелянных – скрывают, и отстаивают право на это и во властных инстанциях, и в местном суде. 

И еще один пикантный вопрос. Если начальники ростовской культуры так уверены в том, что новая вывеска – без упоминания евреев и Холокоста – точнее, правильнее прежней, так тверды в своем праве вывесить другую, почему они ту, снятую с фасада, неправильную, действительно не выбросили, не спрятали на антресолях? 

Ответ очевиден. Потому что как раз не были уверены, боялись – и ждали начальственного окрика, чтобы в случае чего – вернуть на место. 

А окрика не последовало. Вот в чем и весь секрет. Неужели и не последует?

Самое популярное

ПО ТЕМЕ

Конфликт некорректностей

Конфликт некорректностей

Выхолощенная память

Выхолощенная память

Тропой обрёченных

Тропой обрёченных

Теги» все

Люди» все

Новости конгресса

Жертвы Змиёвской балки вновь обретут имена

Жертвы Змиёвской балки вновь обретут имена

Одиночество - свобода гения

Одиночество - свобода гения

Жертвы Арзгирской балки обретут долгожданный покой

Жертвы Арзгирской балки обретут долгожданный покой

Заявления

Умер Эрнст Неизвестный

Умер Эрнст Неизвестный

РЕК поздравляет Евгения Евтушенко

РЕК поздравляет Евгения Евтушенко

РЕК поздравляет раввина Пинхаса Гольдшмидта

РЕК поздравляет раввина Пинхаса Гольдшмидта

Хроника

Памяти Анатолия Стрельчука

Памяти Анатолия Стрельчука

Благотворительность

Частный случай

Вместе отреставрируем гробницу Йосефа

Вместе отреставрируем гробницу Йосефа

Надежно и прозрачно

Совокупный бюджет РЕК 2012

$ 10 300 001

Структура бюджета

Благотворительные программы: 91%
Административные расходы: 9%

Мнение

Авторы

Юрий Домбровский

Юрий Домбровский

Председатель Попечительского совета «Память о Холокосте» РЕК

Юрий Каннер

Юрий Каннер

президент Российского еврейского конгресса

Александр Энгельс

Александр Энгельс

директор Музея еврейского наследия и Холокоста

Виктор Шапиро

Виктор Шапиро

Руководитель калининградских еврейских организаций, филолог

Юрий Домбровский

Юрий Домбровский

Председатель Попечительского совета «Память о Холокосте» РЕК

Юрий Домбровский

Юрий Домбровский

Председатель Попечительского совета «Память о Холокосте» РЕК

Юрий Каннер

Юрий Каннер

Президент Российского еврейского конгресса

В общине России

Регионы

Песком на стекле

Песком на стекле

Шедевры мирового кинематографа

Воронеж

Шедевры мирового кинематографа

Посол Израиля посетил город, в котором родился

Томск

Посол Израиля посетил город, в котором родился

Творческий вечер композитора Александра Журбина

Анонс

Творческий вечер композитора Александра Журбина

«Общественное мнение» фальсифицирует историю

Антисемитизм, Саратов

«Общественное мнение» фальсифицирует историю

«Дружба народов» в день России

Томск

«Дружба народов» в день России

Секреты еврейского мира

Воронеж

Секреты еврейского мира

Ваш календарь

февраль 2013

5773
шват-адар

АфишаДобавить анонс

30.06
Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже. Презентации докладов студентов и молодых ученых – победителей и лауреатов Международного конкурса о Холокосте.
30.06
Премьерный показ документального фильма «Шесть дней». (ЕКЦ на Никитской)
10.07
Международная летняя школа по иудаике и семитской филологии в Остроге (Центр «Сэфер»). 10-17 июля
25.08
Френкель, Ян Абрамович

Сегодня вспоминаем

Френкель, Ян Абрамович

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ

Раздел «Хаей Сара»

Наверх