Люди

весь список

       О Конгрессе              Мы помогаем              Пресс-центр              Ваше участие       Мемориальная синагога РЕКИнформационная сеть
Президент РЕК
Спецпроекты
Конгресс в лицах
Конгресс в СМИ
Проекты
Основные направления

Основные направления

все проекты

Интерактив
Рек в социальных сетях
РЕК рекомендует
Контакты

Центральный офис РЕК

Тел. +7 (495) 780-49-78
E-mail: info@rjc.ru

Россия, 127051, Москва
Цветной б-р, 24, корп. 2

Сладкая месть Пурима

21.02.2013

Человек так устроен, что радость от победы над врагом и воспоминания о ней обычно имеют одно неизменное свойство – они окрашиваются в сладкое чувство мести. В наибольшей степени именно Пурим, в сравнении с прочими еврейскими праздниками Освобождения – Песахом и Ханукой – несет в себе это чувство.

На обложке книги профессора еврейской истории Бар-Иланского университета Эллиота Горовица "Безрассудные обряды", посвященной историческим аспектам праздника Пурим, размещена необычная фотография, сделанная в Пурим 1993 г. 

Ешиботник

Юный ультраортодокс из Меа-Шеарим, религиозного района в Иерусалиме, читает отрывок из свитка Торы, предназначенный к чтению на утро Пурима. Ничего необычного в фотографии не было бы, если бы юноша вместо традиционной указки не использовал уменьшенную модель автомата АК-47, стволом которого он и водит по тексту.

В этой фотографии, как и в провокативном названии книги, отражена вся сложная и противоречивая духовно-историческая полифония одного из самых ярких праздников иудаизма. Можно было бы добавить "и любимых", но надо признаться – в отличие от всех других еврейских праздников, в последние века он вызывает к себе не у всех евреев однозначное отношение.

В самом деле, с одной стороны, история Пурима – это история победы над врагом, олицетворяющим в лице Амана архетип антисемита, который будет повержен и жестоко наказан. Евреи, которым предназначено было судьбой переносить тяжкие страдания на протяжении двух тысяч лет, пролить немало крови, в этот день во всей полноте отдавались надежде и радости от того, что их вера и народ по-прежнему живы – в то время как многочисленные империи, стремившиеся поработить Израиль, бесследно пали. Этот праздник – необыкновенно радостный, веселый и безудержный карнавал, исполненный шума, радостных возгласов детей и взрослых, одетых порой в самые причудливые костюмы. Это единственный день в еврейском году, когда мужчине следует выпить вина столько, чтобы переставать различать злодея Амана от спасителя Мардохая – иначе говоря, напиться допьяна.

Но человек так устроен, что радость от победы над врагом и воспоминания о ней обычно имеют одно неизменное свойство – они окрашиваются в сладкое чувство мести. В наибольшей степени именно Пурим, в сравнении с прочими еврейскими праздниками Освобождения – Песахом и Ханукой –несет в себе это чувство. Начиная с XIII в., когда началось кровавое тысячелетие для евреев, самым распространенной иллюстрацией в ашкеназских махзорах было изображение повешенных Амана и его десяти сыновей, как чаяние и воплощение надежд на отмщение. Этот рисунок стал почти культовым вплоть до XX в., что неудивительно – воплощением Амана виделись все гонители евреев от монаха-цистерцианца Родольфа до Гитлера. И без того жесткая концовка Мегилат Эстер о повешении Амана и десяти сыновей с упоением, почти сладострастно расцвечивалась мидрашами: так, в Мидраш Тегилим, составленном в XI в., рассказывается, что у Амана было сто сыновей, из которых десять закололи мечом, десять повесили, десять разрезали на куски и бросили собакам, а семьдесят отправили нищенствовать, после чего казнили и их.

Ашкеназы в период крестовых походов, нередко поставленные пред выбором смерти или крещения, совершали коллективные самоубийства, веря в грядущее Избавления, центральным элементом которого должна стать некама ба-гоим — божественное возмездие неевреям за пролитую ими еврейскую кровь. И в сознании у них снова и снова возникали образы египтян, над которыми смыкаются волны Красного моря, и болтающихся на виселице Амана с сыновьями.

Большинство евреев наделись, что Господь сам воздаст врагам, но не у всех хватало терпения ждать мессианских времен. Показательно, что при описании судов над евреями, которые обвинялись в осквернении гостий, плевках в распятия, избиения священников, "преступные деяния" увязывались с датами, выпадавшими на Песах и на Пурим. И если раньше еврейские историки все эти обвинения считали выдумкой, то в последние десятилетия историки все больше задаются вопросом: а не были ли, по крайней мере, некоторые из обвинений правдивы? Разве не могли горячие средневековые еврейские парни, обрекая себя на смерть, доказать свою ненависть к гонителям, став выразителями общенародного протеста? И сага об Амане, Эстер и Мардохае вдохновляла их.

Но с течением времени возникла несколько неловкая ситуация, которую предвидели еще мудрецы Талмуда. В трактате Мегила рассказывается, как в ответ на просьбу Эстер к мудрецам учредить праздник на все времена в честь победы над Аманом, они ответили: "А не боишься ли ты вызвать ревность народов, когда они увидят что мы празднуем их падение?" Эстер убедила их, что о еврейской победе уже все известно, и праздник можно учреждать.

Однако вопрос мудрецов не повис в воздухе. Ближе к Новому времени христианская Церковь, хотя и сделав частью своего Священного Писания Танах, из всех книг "Ветхого Завета" именно в отношении книги Эстер всегда испытывала некоторые сомнения. Если в древности Мардохай и Эстер рассматривались, соответственно, как прообразы Христа и Марии, то уже ближе к временам Лютера комментаторы отмечали жестокость расправы Мардохая и Эстер с "неевреями". Когда же подул ветер Просвещения и христианский мир начал гуманизироваться, то благодаря своей концовке книга Эстер стала едва ли не самой нелюбимой среди христиан. Если гибель египетского войска еще оправдывалась схваткой, борьбой за выживание, то христианские читатели книги Эстер стали задавать себе простой вопрос: а за что же сыновей Амана повесили, за что перебили почти семьдесят шесть тысяч человек ? Ну ладно, отец виноват, за что детей-то? Ведь это так противоречило евангельскому духу прощения… И никакие убеждения евреев, что сыновья Амана – это амалекитяне, которых Господь велел уничтожать всегда и везде, их бы не убедили. Да и не читали христиане мидрашей. А ко всему еще уж слишком были противны христианскому духу сюжеты из книги Эстер о любовных вожделениях, пьянстве, ревности, мести. Да и сам Б-г ведь ни разу в книге не упомянут! А к этому еще добавлялись слухи о пьянстве евреев в Пурим, о безудержном веселье евреев, которые одеваются в какие-то странные карнавальные костюмы, раскрашиваются, устраивают дикие пляски и поедают "уши Амана". Мало того, рассказывали истории (и, возможно, не совсем уж безосновательные), что евреи избивают в этот день христиан и в память о своей победе глумятся над христианскими святынями…

Но с ветром Хаскалы и в окружении просвещенного европейского общества и некоторые евреи начали ощущать некоторую неловкость и по поводу всегда любимой книги, и по поводу праздника. И вот уже в викторианской Англии 70-х гг. XIX в. Эллис Дэвидсон (с санкции главного раввина Англии!) адаптирует для еврейских школ Танах, рассказывая, что Аман с сыновьями погибли в битве с евреями, а повешены были вовсе не по просьбе Эстер: их повесили, чтобы показать, "насколько гнусен был род Амана", и чтобы "воспрепятствовать дальнейшему насилию". А потом уже Клод Монтефиоре, внучатый племянник великого Мозеса Монтефиоре, крупнейший деятель английского еврейства, один из основателей либерального иудаизма, первым из евреев получивший в Англии титул баронета, признал, что в книге Эстер "проливаются потоки крови" и предположил, что "если бы Библия не включала книгу Эстер, она бы больше выиграла, чем потеряла в религиозной ценности и нравственном достоинстве".

Но взгляды Монтефиоре мало разделялись в еврействе, особенно ортодоксальном. Евреи продолжали восхищаться книгой Эстер и отдавались радости в праздник Пурим. А христианские богословы и комментаторы оценивали эту книгу вполне неприязненно – и пик отвращения пришелся на богословов, приближенных к Гитлеру, которые ставили в вину гибель "невинных детей" евреям всех времен и народов.

Но даже и в это трагическое время нельзя говорить о единстве оценок книги Эстер - и христианских, и еврейских. Да, инициаторы еврейских погромов начала XX в., а потом Гитлер, как и прежние великие антисемиты, регулярно отождествлялись с Аманом. Артур Шик, среди прочих еврейских художников, оформляя печатные издания Мегилат Эстер, изображал повешенного Амана как члена СС, со свастиками на одежде. Но ни на одном его рисунке уже не было повешенных сыновей. Другой художник XX в., Йосеф Каплан, изображал десять сыновей Амана стоящими перед виселицей, но не повешенными. 

Даже Катастрофа европейского еврейства не повысила градус желания мести у многих евреев неортодоксального толка. А раввин-реформист и известнейший специалист по иудаике Сэмюэль Сэндмел однажды завершил дискуссию по книге Эстер, признавшись, что ему не нравится "дух мщения" в книге и ее концовка, с описанием жестокой расправы над врагами.

Зато другие евреи по-прежнему восторгаются грандиозной победой над Аманом и с удовольствием поглощают на Пурим "уши Амана", веселятся и танцуют, нисколько не рефлексируя на ту тему, виновны или невиновны десять сыновей Амана и почти семьдесят шесть тысяч убитых, "желавших зла" евреям. Поскольку Аман каждый раз возрождается – в Ясире Арафате, в Ахмадинежаде, в Усаме бен Ладене, в лидерах Хамаса. "Всем вам болтаться на виселице…"

И поэтому вполне символично, что автомат АК-47 послужил указкой при чтении Торы в Пурим. Такова уж противоречивая и трудная судьба еврейства.

Юрий Табак,
религиовед

***
Мнение колумнистов RJC.ru не всегда совпадает с мнением редакции и с позицией Российского еврейского конгресса. Так, публикация этой статьи вызвала ожесточенную полемику внутри редакции сайта. Тем не менее было решено представить этот материал на суд наших читателей.

Самое популярное

ПО ТЕМЕ

Зачем евреям напиваться в Пурим?

Зачем евреям напиваться в Пурим?

Теги» все

Люди» все

Новости конгресса

«Маршаковские чтения» дали старт «Поезду Маршака»

«Маршаковские чтения» дали старт «Поезду Маршака»

День Иерусалима 2017

День Иерусалима 2017

День Катастрофы и героизма пройдет в России в новом формате

День Катастрофы и героизма пройдет в России в новом формате

Заявления

Победа - одна на всех

Победа - одна на всех

Ушел аристократ духа

Ушел аристократ духа

Умер автор самого правдивого стихотворения о войне

Умер автор самого правдивого стихотворения о войне

Хроника

РЕК поздравляет Егора Альтмана

РЕК поздравляет Егора Альтмана

Круглый стол «Противодействие расизму, ксенофобии и антисемитизму в спорте»

Памяти Анатолия Стрельчука

Памяти Анатолия Стрельчука

Благотворительность

Частный случай

Вместе отреставрируем гробницу Йосефа

Вместе отреставрируем гробницу Йосефа

Надежно и прозрачно

Совокупный бюджет РЕК 2012

$ 10 300 001

Структура бюджета

Благотворительные программы: 91%
Административные расходы: 9%

Мнение

Авторы

Юрий Домбровский

Юрий Домбровский

Председатель Попечительского совета «Память о Холокосте» РЕК

Юрий Домбровский

Юрий Домбровский

Председатель Попечительского совета «Память о Холокосте» РЕК

Юрий Каннер

Юрий Каннер

президент Российского еврейского конгресса

Александр Энгельс

Александр Энгельс

директор Музея еврейского наследия и Холокоста

Виктор Шапиро

Виктор Шапиро

Руководитель калининградских еврейских организаций, филолог

Юрий Домбровский

Юрий Домбровский

Председатель Попечительского совета «Память о Холокосте» РЕК

Юрий Домбровский

Юрий Домбровский

Председатель Попечительского совета «Память о Холокосте» РЕК

В общине России

Регионы

В Себеж за еврейством

Псков

В Себеж за еврейством

Аллея Праведников народов мира.

Кисловодск

Аллея Праведников народов мира.

Новое образование в новом учебном году

Тула

Новое образование в новом учебном году

Открытие года

Воронеж

Открытие года

Новые проекты для ижевской молодежи

Ижевск

Новые проекты для ижевской молодежи

О еврейской литературе за пять дней

Псков

О еврейской литературе за пять дней

Томский праздник

Томск

Томский праздник

Ваш календарь

февраль 2013

5773
шват-адар

АфишаДобавить анонс

30.06
Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже. Презентации докладов студентов и молодых ученых – победителей и лауреатов Международного конкурса о Холокосте.
30.06
Премьерный показ документального фильма «Шесть дней». (ЕКЦ на Никитской)
10.07
Международная летняя школа по иудаике и семитской филологии в Остроге (Центр «Сэфер»). 10-17 июля

Сегодня вспоминаем

Дунаевский Исаак

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ

Раздел «Хаей Сара»

Наверх